Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Актуальность данной дипломной работы достаточно велика так как выборы регионального уровня, а также выборы в муниципальных образованиях представляют большую значимость для федеральных субъектов, но зачастую данная область имеют слабую степень изученности. Но тем не менее это не дает оснований полагать, что степень их значимости для политической системы Российской Федерации значительно ниже в сравнении с выборами федерального значения.
Выборы являются одной из важнейших частей политического процесса общества. Как субъект формирования властных отношений выборы во многом определяют характер и направленность политического процесса, стратегию и тактику борьбы за власть, ее содержание, политическую стабильность общества. Благодаря политическим технологиям, применяемым во время избирательного процесса, осуществляется прямая и обратная связь между обществом и государством. Это важный институт гражданского общества, завоевания и удержания власти, форма управления обществом, при которой борьба партий за власть выступает как механизм использования расхождения интересов, инакомыслия в целях общественного прогресса.
Также стоит сказать, что мир не стоит на месте, как и технологии и социальные ожидания общественности. С каждым днем появляются все новые способы взаимодействия с аудиториями, порой одни изощрѐннее других, что дает необходимость рассмотрения инструментов PR-сопровождения избирательных кампаний.
Целью данной работы выступает анализ избирательной кампании в г.Красноярске в Городской совет.
Задачи, рассматриваемые в данной работе:
- изучить теоретическую составляющую избирательных кампаний кандидатов в депутаты;
- выделить особенности технологий, которые используются при проведении избирательной кампании;
-проанализировать избирательную кампанию, которая была проведена в период выборов в Городской совет в 2018 г.
Объект исследования –избирательная кампания.
Предмет исследования – избирательная кампания кандидатов в депутаты Городского совета г.Красноярска.
Методологическая база содержит теоретические и эмпирические методы исследования.
Теоретической основой дипломной работой послужили труды отечественных и зарубежных ученных, таких как: Д.В. Ольшанский, Г.Г. Почепцов, Д.П. Гавра, А.И. Соловьев. В связи со спецификой темы дипломной работы значимую роль приобретают федеральные законы Российской Федерации, в должной мере раскрывая формулировки технологий, используемых в предвыборный период.
Научная новизна работы состоит в том, что автор обобщил и систематизировал теоретические подходы к пониманию сущности избирательных кампаний.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Глава 1. Теоретический аспект в продвижении кандидата в ходе избирательной кампании
1.1. Избирательная кампания кандидата в депутаты: стратегия и этапы
В современном демократическом мире государство и гражданское общество выступают в роли конкурентов. Однако их взаимодействие является скорее не в качестве конфликта, а как взаимодополняющее друг друга партнерство. Оба стремятся к управлению общественными процессами. Стоит отметить, что в данном взаимодействии государство берет на себя роль управленца и стремится к полному контролю общества и происходящих в обществе процессов. Но нельзя отрицать тот факт, что стабильность и залог успеха государства во многом зависит от равновесия интересов государства и интересов гражданского общества. Именно для обеспечения данного равновесия и существует выборы, которые являются проводником между государством и гражданским обществом. Посредством выборов граждане выражают свои интересы и запросы в сторону государства. Итак, в странах развитой демократии выборы - это важнейший регулятор отношений как внутри гражданского общества, так и между обществом и государством [22,16].
Основной целью проведения выборов выступает назначение должностного лица на ведущий руководящий пост и наделение его властными полномочиями в органах государственной власти. Через выборы население может контролировать власть.
Главным условием эффективности выборов выступает наличие системы законов, регламентирующих выборы. Существуют определенная совокупность норм, закрепляющая основные правила и приемы проведения выборов – избирательная система. Избирательная система включает в себя избирательное право и избирательный процесс. Основы избирательной системы закреплены в Конституции Российской Федерации.
В зависимости от подсчета голосов можно избирательную систему подразделить на два вида: мажоритарную и пропорциональную.
Мажоритарная избирательная система – в ее основе лежит принцип определения победителя с учетом большинства, то есть избранным будет считаться тот кандидат, который набрал наибольшее количество голосов. Мажоритарная система абсолютного и относительного большинства – разновидности мажоритарной системы.
Пропорциональная система – избиратель выбирает не между кандидатами, а между партиями. Суть заключается в том, что количество мандатов распределяется между списками кандидатов и соотноситься с количеством голосов, поданных за списки кандидатов.
В некоторых странах, в том числе с 2014 года и в России используется смешанная система подсчета голосов [1]. В ее основе лежат принципы мажоритарной и пропорциональной системы. Одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе, другая – по пропорциональной.
Избирательный процесс – совокупность мероприятий, направленных на организацию и проведение выборов. Включает в себя избирательные кампании кандидата и работу избирательных комиссий, организующих данные выборы.
В широком смысле под избирательной кампанией понимается набор мероприятий с агитационной спецификой, проводимый политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечения максимальной поддержки электората на предстоящих выборах. В более узком смысле избирательная кампания – это действия кандидата, направленные на получение желаемого результата проводимой кампании.
Избирательные кампании имеют ряд характеристик и могут различаться по таким параметрам как:
Уровень проведения (федеральный, региональный, местный)
Масштаб проведения, характеризуется числом избирателей, принимающих участие в голосовании
Тип кампании в зависимости от порядка полученных результатов выборов (мажоритарная система выборов, выборы по многомандатным округам, выборы по пропорциональной системе, выборы по смешанной системе)
Любая избирательная кампания имеет две составляющие – стратегия и тактика. Под стратегией стоит понимать инструментарий, то есть несущую основу деятельности кандидата (партии) – что нужно сказать для получения максимального одобрения избирателей. Тактика в свою очередь является связующим звеном (коммуникативной основой) между кандидатом и электоратом, то есть содержит в себе правильную структуру подачи информации с учетом временных интервалов и объемов, то есть как нужно сказать[18, c.52].
Стратегия – общий принцип распределения сил, средств и мероприятий в рамках избирательной кампании. Включает в себя организацию и решение таких проблем как:
1. Сбор сведений об избирателях и конкурирующих кандидатов (партиях)
2. Оценка расстановки сил: выделение групп избирателей [40]:
«Сомневающийся» электорат – часть электората, у которой в предвыборный период, благодаря определенным мотивам (в силу определенных причин), на определенном этапе еще не сформировалась устойчивая потребность участвовать в выборах, либо она еще не решила, за какого именно кандидата будет голосовать[22,c.65].
«Отвергающий» электорат – часть электората, у которой в предвыборный период, благодаря определенным мотивам (в силу определенных причин), сформировалось негативное отношение к выборам и
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федеральный закон от 22 февраля 2014 года
2. № 20-ФЗ [Электронные ресурс] / Консультант Плюс – надежная правовая поддержка. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159349/076d46b91bc247 0b1dee291d9cd0358a932f337d/ ( дата обращения 15.03.2019)
3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) [Электронный ресурс] / Консультант Плюс – надежная правовая поддержка. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/ (дата обращения 17.03. 2019)
4. Органы местного самоуправления и должностные лица муниципального образования: Устав муниципального образования город Ломоносов Гл. 5, Ст. 20 с изменениями от 04.07.2014 года
5. Анохин М.Г. Имидж, Авторитет и репутация политика: технологии формирования / М.Г. Анохин, О.Е. Гришин // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. - №10. – С. 119-123
6. Афанасьев М.Н.Поведение избирателей и электоральная политика в России // Полис. – 2003, № 3.- C.52-59.
7. Бейдина Т.Е. Избирательные технологии, оказывающие манипулятивное воздействие на электорат. / Т.Е. Бейдина, С. Л. Морозов – Чита: РИК ЧитГУ, 2010. – 182 с.
8. Белинский А.В. Формирование позитивного имиджа политика / А.В Белинский // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2012. - №1 – С. 226-235
9. Булгак О.В. Политическая реклама как составляющая часть предвыборной агитации / О.В. Булгак // Власть. - 2012. - № 8. - С. 50-53.
10. Бутырина М.В. Политология: учебно-методическое пособие. / М.В. Бутырина – Иваново: ГОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина», 2007. – 252 с.
11. Володенков С.В. Политическая коммуникация и современное политическое управление / С.В. Володенков // Вестник московского университета. Серия 12: политические науки. 2011. - № 6. – С. 22-31
12. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. / Д. П. Гавра – Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2011. — 288 с.
13. Гершевич О.С. Особенности формирования имиджа политического лидера в современной России / О.С. Гершевич. – М: Перо, 2010. – 161 с.
14. Головченко Н.А. Пресса политических партий в информационном пространстве российской федерации в 1991-2008 гг. / Н.А. Головченко. – Современная научная мысль. - 2013. - № 3. - С. 93-99.
15. Грачев М.Н. Политика: коммуникационное измерение: Монография. / М.Н. Грачев. – Тула: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, 2011. – 172 с.
16. Гринберг Т.Э. Политические технологии. PR и реклама: учебное пособие
/ Т.Э. Гринберг. – М.: - Аспект Пресс, 2012 – 280 с.
17. Катлип М. Скотт Паблик рилейшенз. Теория и практика: учебное пособие / Катлип М. Скотт, Сентер Х. Аллен, Брум М. Глен. – 8-е изд.: перевод с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 624 с.
18. Кожуховская О.А. Политический PR и реклама/ О.А. Кожуховская, А.А Кожуховская / Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2014. - № 33. - С. 36-40.
19. Комаровский В.С. Технологии в политике и политическом управлении / В.С. Комаровский, М.Г. Анохин, Ю.И. Матвеенко, - М.: РАГС – 2000.
20. Ланкин Е. Как выиграть выборы без административного ресурса. Рекомендации опытного политтехнолога / Евгений Ланкин. – М.: Альпина Паблишер, 2015 – 310 с.
21. Лисовский С. Ф., Евстафьев В. А. Избирательные технологии: история, теория, практика. — М., 2000. — С. 119.
22. Малкин Е., Политические технологии. / Е. Малкин, Е. Сучков – М.: Русская панорама, 2014. – 688 с.
23. Недяк И.Л. Политический маркетинг. Основы теории. / И.Л. Недяк. – М.: Издательство «Весь Мир», 2008. – 350 с.
24. Нейматова А.Я. Проблема имиджа в политике и политической науке. / А.Я. Нейматова // Вестник МГИМО университета. // М.: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. – 2011. – С. 268- 269
25. Новиков Д.В. Политическое консультирование: учебное пособие / Д.В. Новиков. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. – 108 с. (8 стр)
26. Ольшанский Д. Политический PR / Д. Ольшанский. – СПб.: Питер, 2003.– 544 с.
27. Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики / Е.Н. Пашенцев - М.: Финпресс, 2007 – 112 с.
28. Пирущий О. Н. Средства массовой информации как субъект политического манипулирования в современном обществе / О. Н. Пирущий // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2008. - №4. – С. 68-71.
29. Плешакова Е.А. Информационное и PR-сопровождение политический решений в системе государственного управления: диссертация и автореферат. – Саратов. 2006. – 188 с.
30. Политический менеджмент: учебное пособие. / В. И. Жуков [и др.]. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004. — 944 с.
31. Почепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер. / Г. Г. Почепцов — 2-е изд., исп. и доп. — СПб.: Алетейя, 2001. — 256 с.
32. Самойлик И.В. Информационные технологии в российских избирательных кампаниях / И.В. Самойлик // Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии: сборник научных трудов: – Тюмень, 2013. – С. 124-130.
33. Соловьев, А. И. Политология. Политическая теория. Политические технологии: учебник / А. И. Соловьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2014 – 558 с.
34. Тургаев А. С. Политология: учебное пособие / А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. — СПб.: Питер, 2005. — 560 с.
35. Чубай С.А. Политическая реклама и политический PR: общее и отличия / С.А. Чубай С.А. // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 7. - С. 163-164.
36. Чумиков А.Н. Реклама и связи с общественностью. Профессиональные компетенции/ А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров, С.А. Самойленко – М.: Дело, 2016. – 520 с.
37. Шишкин Д.П. PR-кампании: методология и технология: Учебное пособие. / Д.П. Шишкин, Д.П. Гавра, С.Л. Бровко – СПб.: Роза мира, 2004. – 187 с.
38. Янбухтин Э.Х. Единая Россия. Технологии успешной избирательной кампании / Э.Х. Янбухтин. - М.; СПб.: Вершина, 2008. – 143 с.
39. Как утверждает статистика, женщин в России по-прежнему значительно больше, нежели мужчин… [Электронный ресурс] // «Кузнецкий рабочий»: портал на основе электронной версии газеты. – 2016. – URL: http://kuzrab.ru/obsuzhdaemoe_v_seti/v-rossii/kak-utverzhdaet-statistika- zhenshchin-v-rossii-po-prezhnemu-znachitelno-bolshe-nezheli-muzhchin-no-v/ ( дата обращения: 02.04.2019)
40. Классификация электората [Электронный ресурс] // Онлайн – журнал о выборах «Избиратель.ru». – URL: http://izbiratel.ru/izbiratelnoe/2006/10/06/izbiratelnoe_310.html (дата обращения: 15.02.2019).